Как поменялись рабочие пространства за 50 лет — в кино и в жизни :: Жизнь :: РБК Стиль | ETOVMODE
Очевидно, что пандемия коронавируса сильно повлияла на то, как будут выглядеть офисы будущего: речь и о возможностях удаленной работы, и о новых требованиях безопасности, которые нельзя игнорировать. Как вообще менялся подход к организации рабочего пространства в России и что нас ждет в недалеком будущем, рассуждает управляющий партнер и сооснователь Manufaqtury Ольга Володина.
Ольга Володина,
управляющий партнер и сооснователь компании Manufaqtury, создающей кастомизированные пространства
1970-е
Хаотичный опенспейс, театральная люстра и лепнина, постеры и изобилие растений — интерьер статистического учреждения в фильме «Служебный роман» (1977) напоминает современный коворкинг. И только по громоздким печатным машинкам можно понять, что перед нами офис 1970-х годов. И хотя в тот период открытая планировка уже считалась стандартом в крупных бюро, в целом советские организации отдавали предпочтение кабинетам, а зонирование рабочих пространств отражало жесткие границы между руководителями и рядовым персоналом. Кабинет начальника — это своего рода обособленная крепость с массивной, пусть и не всегда уютной мебелью. Один из таких примеров — кабинет директора химкомбината Катерины Тихомировой в фильме «Москва слезам не верит» (1979): белая плитка, громоздкая мебель, плотные шторы и портрет Ленина на стене.
Что касается организационной культуры, то на поведение и отношения сотрудников во многом влияла государственная идеология: на первом месте стояли задачи государства, а не интересы и амбиции работников. При этом советские предприятия поощряли соревновательность — в 1974 году был учрежден орден Трудовой Славы. К слову, именно эпоха «развитого социализма» подарила советским людям пятидневную рабочую неделю. Два выходных дня были введены постановлением ЦК КПСС в 1967 году, а спустя десять лет в Конституции СССР была закреплена 41-часовая рабочая неделя.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
© imdb
1980-е
Сотрудники конструкторского бюро — герои комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) — работают бок о бок в одном кабинете, а свободное время проводят за шахматами или играют в пинг-понг в фойе НИИ. Советский человек вообще нередко проводил свободное время с коллективом. Вопросами «корпоративного» досуга занимались профсоюзы и культурно-массовые комиссии: они организовывали спартакиады, лекции или походы. В крупных организациях существовали и зоны отдыха — обычно они представляли собой уютные оазисы с диванами и креслами в окружении комнатных растений.
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
© imdb
Опять же, бюро в НИИ — это один из вариантов, характерный для больших организаций. Пример небольшого офиса перестроечных времен — редакция журнала из фильма «Курьер» с тесными помещениями и мебелью, отделанной лакированным шпоном, вместо громоздких столов и шкафов из массива дерева.
Кадр из фильма «Курьер»
© imdb
1990-е
Офисы 1990-х зачастую выглядят хаотично, помещения под них перепрофилируются и перестраиваются оперативно: здания тех же НИИ в результате приватизации превращались в бизнес-центры с десятками контор. Предприятия и бюро становятся компаниями и фирмами, вместе с терминологией приходят и атрибуты западной корпоративной культуры: например, доски для презентаций — их можно обнаружить в сериале «Бригада» (2002), который показывает жизнь новоявленных бизнесменов из девяностых. Появляется и оргтехника — принтеры, факсы, компьютеры, — а также кулеры и кофемашины.
Кадр из сериала «Бригада»
© imdb
Офисные пространства приобретают индивидуальные черты, а компании начинают уделять все больше внимания брендированию помещений и даже приватности сотрудников — в Россию приходят кубиклы (рабочие места разделяются тонкими перегородками). Интересно, что на Западе перегородки в опенспейсах начинают появляться в 1960-х годах. Доля женщин в офисах тогда увеличивалась, но консервативное общество еще не было к этому готово. Так, в 1968 году британская газета The Observer опубликовала статью с заголовком: «А вы позволите своей дочери работать в офисе с открытой планировкой?» Появление закрытых кабинок стало своеобразным проявлением заботы о приватности женщин.
2000-е
Из-за скачка цен на нефть растет рынок коммерческой недвижимости. В Москве возводятся новые бизнес-центры, реконструируются многочисленные особняки, которые зачастую радикально перестраиваются. Объекты того времени можно распознать по спорным дизайнерским решениям и неэффективной планировке: исследованиями организации офиса никто всерьез не занимался, а советские нормативы уже не были актуальны. Компании стремились подчеркнуть статус владельца, используя его кабинет как способ самовыражения. Отсюда — изобилие золота, гранита, мрамора, люстр и кожаной мебели. Для рядовых сотрудников повсеместно монтируют кубиклы: если в 1990-х они были в новинку, то в нулевые становятся нормой.
Конечно, появлялись и офисы нового времени — над их интерьером работали дизайнеры, которые тщательно отбирали каждую деталь, от кресла на ресепшен до картины в кабинете директора. Приметы перемен хорошо отражает сериал «Не родись красивой» (2005), который показывает не самый плохой вариант — офис вымышленной модной марки Zimaletto.
Кадр из сериала «Не родись красивой»
© imdb
2010-е
К началу 2010-х годов арендаторами наполняются новые современные пространства, от «Белой площади» до «Москва-Сити», где работает герой фильма «Духless» по роману Сергея Минаева (книга была написана в 2006-м, однако создатели фильма 2011 года решили использовать реальные локации своего времени). Панорамные окна, минимализм и просторный кабинет руководителя — эти приметы времени показаны и в фильме «Коллектор» (2016) с Константином Хабенским, который также снимали в одном из московских бизнес-центров.
Кадр из фильма «Духless»
© imdb
В связи с переводом промышленных предприятий за пределы города в Москве начинается редевелопмент заводских территорий. В то же время на фоне активного развития IT-отрасли растет спрос на нестандартные рабочие пространства. Дизайнерский офис с оригинальной планировкой и комфортными условиями как для работы, так и для отдыха, становится частью HR-бренда.
Имидж компании определяет не только сам офис, но и окружающая инфраструктура: наличие кафе, баров, мест для развлечений, салонов красоты и фитнес-клубов. В тренде — лофт-кварталы и креативные кластеры, а также свободное зонирование. Наличие ноутбука у каждого сотрудника позволяет свободно перемещаться по офису и работать в любой точке: будь то гамак в зоне отдыха или изолированная кабинка. Компании начинают экспериментировать с офисной мебелью: заказывают столы для работы стоя, мягкие пуфы, кресла с перегородками и устанавливают передвижные ширмы. Расширяются неформальные пространства: бассейн, зал для йоги и медитаций и даже мини-ферма уже никого не удивляют.
Кадр из фильма «Коллектор»
© imdb
Образцом для подражания становятся офисы и корпоративная культура Apple и Google. Но такой формат требует больших инвестиций, которыми располагает не каждый стартап. В результате возникают коворкинги — готовые офисы с комплексным обслуживанием и гибкими условиями аренды. Сам термин «коворкинг» появился еще в 1999 году, но по-настоящему тренд распространился только в 2010-х.
В дальнейшем этот сегмент стал активно развиваться, в коворкингах начали размещаться офисы крупных компаний. Бум подобного формата приходится как раз на 2010-е — так, американский оператор гибких офисных пространств WeWork становится «единорогом» (так называют стартапы, оцененные в $1 млрд и более).
Кастомизация и индивидуализация — это главный тренд второй половины 2010-х, который выражается и в корпоративной культуре. Личный карьерный план, персональный коуч и менеджер, отслеживающий личностный рост сотрудника, — новая норма.
2020-е
К 2020 году отношение к работе во многом меняется: график становится более гибким, подход «от звонка до звонка» постепенно уходит в прошлое. Предполагалось, что компании будут все больше вкладываться в нестандартную офисную планировку, развивать корпоративную культуру и укреплять неформальные связи в коллективе. Но пандемия внесла свои коррективы.
В первую очередь это отразилось на зонировании офисов. Причем то, что было актуальным в 2018-19 годах, теперь не соответствует новым требованиям: тесное взаимодействие в классическом опенспейсе не поощряется, в рабочих пространствах проводится перепланировка с учетом социального дистанцирования и частично удаленного формата работы. Например, вновь появляются кубиклы, а из-за повышенного спроса на перегородки производители оргстекла едва справляются с поставками (предугадать будущее отчасти удалось создателям фильма «Она» — герой Хоакина Феникса работает в офисном пространстве, оборудованном разноцветными перегородками из оргстекла). Работодатели сокращают количество рабочих мест на квадратный метр, переводя людей на удаленку, размещают предупреждающие маркировки и просят сотрудников не хранить личные вещи на поверхностях, поскольку это мешает проводить дезинфекцию. Один из востребованных сервисов — шеринг рабочего места между несколькими сотрудниками посредством специальных систем бронирования.
Кадр из фильма «Она»
© imdb
Офис ближайшего будущего — это адаптивное эргономичное пространство с функциональным зонированием, где одно помещение можно легко переоборудовать в другое, например переформатировать кабинет в переговорную или убрать все перегородки. При этом модель аренды готовых решений создает слишком много неудобств, а коворкинги в условиях пандемии представляют дополнительные риски для сотрудников. Оптимальным вариантом становится строительство под заказ с учетом индивидуальных предпочтений.
В 2020-м активно начала развиваться модель built-to-suit, в соответствии с которой оператор проектирует и строит индивидуальный офис для компании за свой счет, а затем предоставляет его в аренду. Фактически BtS-операторы предлагают в рассрочку офис с нестандартной планировкой и дизайном. По окончании контракта компания может съехать, а ее офис будет полностью переформатирован под нужды следующего заказчика.
1
из
4
© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
© пресс-служба
Источник
Как поменялись рабочие пространства за 50 лет — в кино и в жизни :: Жизнь :: РБК Стиль
Share this content: